Страница обновлена 16.11.2023

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 44" города Ярославля

Страница обновлена 16.11.2023
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 44" города Ярославля

Технологии позитивной социализации

Описание проекта

Проект "Счастливое детство"

Программа-технология "Клубный час", автор Н.П.Гришаева, для детей 4-7 лет

Цели программы:

- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки;

- учить детей ориентироваться в пространстве;

- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

- способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

- развивать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;

- закреплять умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

- развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

- обучать детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;

- поощрять попытки детей осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;

- приобретать собственный жизненный опыт (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Ожидаемый результат:

- регулярное проведение Клубного часа позволит зафиксировать следующие изменения у детей:

Они узнают большинство детей сада, станут относиться к ним более дружелюбно, станут более подробно и открыто сообщать о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада.

Диагностика: проводится педагогическое наблюдение.

Организационная часть: первая пятница обсуждаются с детьми возможные темы. Последующие три пятницы проводится Клубный час продолжительностью 40 минут.

Фотогалерея

Программа "Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия"

Программа разработана в Центре практической психологии образования Академии социального управления.

Научный руководитель программы, руководитель авторского коллектива: к.п.н. С.В.Кривцова.

Авторы: Кривцова С.В., Белевич А.А., Чал-Борю В.Ю., Бондаренко Н.А.

Рецензент: Скоролупова О.А.

Структура программы. Программа "Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия" состоит из диагностической и развивающей частей.

Диагностическая часть представлена компьютерной психодиагностической программой "ДЖиН 5+". С помощью диагностики проводится отбор детей в группу для развивающих занятий, если целью внедрения программы является коррекция поведения у небольшой группы детей, плохо адаптированных к ДОУ. Если программа проводится в целях развития социального и эмоционального интеллекта и подготовки к школе всех воспитанников ДОУ, проводится только "входная" диагностика – мониторинг общего состояния коммуникативной и эмоциональной компетентности детей. Аналогичный заключительный срез проводится в конце обучения. 

Развивающая часть представляет собой систематический курс занятий, которые посвящены формированию социальных компетенций, развитию самоценности личности, диалогу между ребенком и взрослым о тех жизненно важных темах, которые он в данный момент проживает.

В диагностической методике оценки уровня развития социальных компетенций "ДЖиН 5+" для дошкольников существует 45 социальных умений, которые разбиты на пять блоков. Первые два блока: навыки адаптации к образовательному учреждению и навыки общения со сверстниками – являются базовыми для рассмотрения. Их отсутствие может говорить о неблагополучии ребенка, о том, что он испытывает очень большое напряжение при посещении ДОУ. Обращение к этим навыкам, возможность им обучаться происходит практически на каждом занятии. Ведущий обязательно отслеживает их проявление у детей, при этом не нужно забывать, что это навыки, обучение которым не представляет затруднений для детей и взрослых (только если это не серьезное личностное нарушение).

Следующие три блока: навыки обхождения с чувствами, навыки альтернативы агрессии, навыки преодоления стресса, – требуют и от детей, и от взрослых более серьезного подхода. Они часто недостаточно развиты даже у взрослых, так как долгое время в нашем обществе существовали иные представления об обхождении с чувствами. Здесь необходима большая подготовленность взрослых к работе с детьми, к их уровню личностной зрелости, осознанности. Только в этом случае взрослый (психолог, воспитатель, родитель) может стать для ребенка «правильным» объектом подражания, носителем способности к ответственности, стабильности, восприимчивости к собственным личностным границам и границам других людей.

Цели программы:

1. Развитие эмоционального и социального интеллекта;

2. Профилактика личностных расстройств у детей старшего возраста;

3. Развитие самосознания и повышение самоценности личности.

Занятия по программе представлены в виде семи тем:

Темы первого года занятий (5-6 лет):

"Осеннее путешествие" (12 тем)

"Зимнее  путешествие" (12 тем)

"Весеннее путешествие" (12 тем)

Календарно-тематическое планирование по программе "Жизненные навыки для дошкольников. Занятия путешествия" (Первый год 5-6 лет)

Темы второго года занятий (6-7 лет):

"Путешествие начинается…" (7 тем)

"Путешествие домовят" (9 тем)

"Путешествие мумии-троллей" (8 тем)

"Путешествие сквозь созвездия" (12 тем)

Календарно-тематическое планирование по программе "Жизненные навыки для дошкольников. Занятия путешествия" (Второй год 6-7 лет)

Каждая тема является логическим продолжением предыдущей и строится на основе полученного детьми опыта и освоенных социальных навыков. 

Форма проведения занятий: занятия проводятся в подгруппах, планируются в соответствии с планом работы ДОУ. 

Целевая аудитория: воспитанники ДОУ в возрасте от 5 лет (старшая и подготовительные группы).

Объём: 36 занятий в течение года (одно занятие – 30 минут).

В результате реализации программы дети проявляют следующие социальные компетенции: умение слушать, умение воспроизводить основные чувства, умение осознавать свои предпочтения, умение сочувствовать, умение обращаться за помощью, умение следовать полученной инструкции, умение доводить работу до конца, умение сосредотачиваться на своем занятии, умение распознавать чувства другого человека.

Дети демонстрируют положительную самооценку, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности, осваивают правила и положительные формы поведения.

Фотогалерея

Метод "Социомониторинг Сервис" 

Метод "Социомониторинг Сервис" разработан авторским коллективом в составе Хабаровой О.Е. и Балкина А.В. при поддержке МОиН РФ в рамках президентской программы "Дети России". Программно-методический комплекс имеет теоретическое обоснование, методическое руководство, пакет измерительных материалов и инструкций, программное обеспечение.

Метод "Социомониторинг Сервис" используется для наблюдения за процессом формирования социальных отношений в организованных группах детей и взрослых в дошкольных образовательных учреждениях.

Социальные отношения между детьми формируются под непосредственным контролем и влиянием целенаправленной педагогической деятельности всех взрослых людей, обслуживающих детей в период их пребывания в учреждении: воспитателей, младших воспитателей, музыкальных работников и др. Поэтому в диагностике социальных отношений по распоряжению руководителя учреждения участвуют наряду с детьми все взрослые специалисты, непосредственно обеспечивающие  жизнедеятельность детей в учреждении.

Процедура диагностики состояния социальных отношений методом "Социомониторинг Сервис" сводится к тому, что каждый член группы определяет в отношении самого себя только одну величину: насколько ему легко или трудно общаться в данный момент с каждым членом группы – взрослыми и детьми 
В процессе проведения диагностики специалистом по социомониторингу проводится работа, включающая подготовительную беседу и пояснение правил выполнения действий со всей группой фронтально или индивидуально с каждым ее членом. 

Детям выдается "Карточка частоты общения" в виде рисунка и групповая фотография, а взрослым людям, непосредственно взаимодействующим с детьми данной группы, выдается "Карточка частоты общения" в виде текста и список всех членов исследуемой группы – детей и взрослых.

  • Процедура измерения сводится к тому, что специалист по социомониторингу в процессе беседы с ребенком выясняет, на сколько легко или трудно ему общаться с каждым членом группы и вносит результат измерения в специальный бланк. Взрослые проводят измерение качества своего общения с каждым членом группы самостоятельно. 
  • Все заполненные бланки с результатами замера собираются в конверт, который  имеет соответствующую надпись с номером группы и датой проведения замера. Полученные данные безотлагательно вводятся в компьютерную программу "Социомониторинг Сервис" для обработки. Программное обеспечение позволяет осуществлять работу в оперативном режиме. Сразу после замера, и ввода данных в информационную систему, результаты можно просматривать во множественных графических режимах и проводить анализ состояния социума в одной наблюдаемой социальной группе или во всех группах одного или сразу нескольких образовательных учреждений.

Внедряя в практику МДОУ "Детский сад № 44" метод "Социомониторинг Сервис", мы опирались на основные положения ФГОС ДО, где обозначены два приоритета развития ребёнка: социализация и индивидуализация. Детский сад как первый институт социализации – это территория приобретения ребёнком первого социального опыта. Состояние социальных отношений является фактором, способствующим или препятствующим достижению качественных образовательных результатов воспитанников ДОУ. Контроль социальной безопасности и качества взаимоотношений является в современных условиях одной из главных функций управления образовательным учреждением.

Технология "Портфолио"

Портфолио дошкольника - это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни.

Цель портфолио - увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресс ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения. 

Портфолио дошкольника - это досье, копилка творчества, успехов, результатов, признания в различных видах деятельности, положительных эмоций, оно помогает вспомнить чудесные моменты жизни и можно назвать это своеобразным маршрутом развития. Оно является формой эффективного оценивания результатов ребенка, способом развития способностей и творческих навыков.
Составляется портфолио на одного воспитанника, коллектив - группу детского сада. 

Цели, задачи, функции технологии "Портфолио дошкольника"

Ведение портфолио позволяет воспитателю, семье собирать целенаправленно информацию о ребенке, подбирать, упорядочивать и группировать ее, фиксировать его уникальные персональные проявления себя, обеспечить отслеживание личного прогресса, показать способность применения приобретенных знаний и умений на практике, что очень необходимо, бесценно в дошкольном возрасте.

Основные функции портфолио дошкольника:

1. Диагностическая – фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;

2. Целеполагательная – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);

3. Мотивационная – поощряет достигнутые ребёнком результаты;

4. Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;

5. Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;

6. Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений ребёнка. 

Часто такой альбом требуется для детского сада, чтобы можно было познакомить воспитателей со всеми детьми в группе, представив в наглядном виде их навыки и возможности. В этом заключаются особенности реализации образовательных программ в области детского развития.

Как же эта технология работает на развитие личности, формирование самооценки и самосознания ребенка? В ходе нашей работы выделились следующие результаты работы по технологии "Портфолио", мы заметили, что происходит:

  • Осознание ребенком себя, своей личности (кто есть Я? какой Я?).
  • Укрепляются взаимосвязи поколений, расширяются представления ребенка о своих близких родственниках, своих "корнях", истоках, Родине.
  • Появляется чувство значимости, осознание своей индивидуальности.
  • Гордость за собственные достижения (я знаю, я умею, я могу).
  • Формируются основы профессионального самоопределения (кем я мечтаю стать).
  • Развивается интерес к самому себе и миру. Портфолио остается у ребенка как папка воспоминаний о дошкольном периоде.

План работы по технологии "Портфолио" на 2023-2024 год

Программа "Здравствуй, мир!"

Цель программы: повышение эффективности работы по социальному развитию детей, расширить социальный опыт ребенка через активное взаимодействие педагога с ребенком.

Задачи:

1. Сформировать у детей основы социальной компетенции (с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей);

2. Использовать игровые технологии для обогащения познавательного опыта детей, расширения круга представлений об окружающем, стимулирования сюжетной игровой деятельности детей;

3. Создать условия для приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) и использования детьми полученных знаний, умений и навыков в детских видах деятельности;

4. Усилить просветительскую деятельность (по данной теме) среди родителей.

Ожидаемые результаты:

1. Развитие гармоничных отношений детей во внутригрупповой жизни, позитивных взаимоотношений со сверстниками.

2. Умение применять полученные социальные знания, умения, навыки в разных видах деятельности.

3. Успешная адаптация детей к ДОУ.

4. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников, активизация родителей по отношению к проводимой работе.

Диагностика: результаты диагностического наблюдения.

Время проведения: 1 раз в неделю, в режимные моменты – КГН, минутки вхождения в день, активность детей – игры: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, ситуативные беседы, чтение художественной литературы.