Страница обновлена 02.06.2021

Доступная среда

Создание условий для детей с ОВЗ

В МДОУ "Детский сад № 44" в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основам общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования", уставом учреждения созданы условия для образования детей с ограниченными возможностями здоровья, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного обучения, ухода и присмотра. 

МДОУ "Детский сад № 44" осуществляет обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных для обучения указанных обучающихся. 

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение полноценного, разностороннего развития ребёнка с ОВЗ; формирование у него базового доверия к миру универсальных, в том числе, творческих способностей детей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.

Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:

1. Принцип доступности. Предполагает учёт возрастных и психофизиологических особенностей детей, а так же учёт уровня актуального развития и потенциальных возможностей каждого из них.

2. Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребёнка, так и типологические особенности, свойственные данной категории детей.

3. Принцип здоровьесберегающий. Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

4. Принцип доверительного сотрудничества. Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

5. Принцип взаимодействия. Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

6. Принцип психологической комфортности. Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".

7. Принцип природособразности воспитания. Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

В МДОУ "Детском саду № 44" созданы условия для воспитания и развития, подгрупповой и индивидуальной образовательной деятельности воспитанников с ОВЗ (нарушение речи).

Для дете с ТНР:

- имеется три кабинета учителя – логопеда, оборудованный методической литературой; дидактическими пособиями;  специальными дидактическими играми, направленными на развитие всех сторон речи, мелкой моторики, речевого дыхания и др.; наглядным материалом, зеркалами, речевыми интерактивными программами.

- речевые уголки для детей ТНР в группах комбинированной направленности (дидактические игры на развитие всех компонентов речи, картотеки речевой, дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, наглядно-дидактический материал).

- разработана адаптированная образовательная программа для детей с ТНР.

Для детей с ЗПР:

- имеется оборудованный кабинет педагога-психолога.

- разработана адоптированная образовательная программа для детей с ЗПР.

- разработана индивидуальная образовательная программа для детей с ЗПР.

В МДОУ имеется Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры


 

 

 

При необходимости обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопроводительное лицо.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

- дошкольное воспитание;

- внешкольное воспитание и образование;

- среднее общее образование;

- среднее профессиональное образование;

- высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.

Федеральные документы ​​​​​

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (с изменениями и дополнениями)

Приказ от 9 ноября 2015 года № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями на 18 августа 2016 года)

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –  образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)